Маркетинговые исследования (marketing research) – это комплекс исследовательских действий в маркетинге, направленный на сбор, обработку, анализ и структуризацию полученных данных для подтверждения или опровержения выдвигаемых гипотез в бизнесе влияющих на развитие рынка, увеличение продаж, сбыта и реализации продукции.
Информация, используемая в маркетинговых исследованиях
При проведении маркетинговых исследований используется два вида информации, первичная и вторичная:
Первичная информация в исследованиях – это информация, собранная индивидуально под задачи исследования по количественному или качественному полевому методу. Данный вид информации является наиболее точным, достоверным и актуальным и позволяет понять отношение к бренду или рекламе и определить возможные проблемы и изучение поведения потребителей. На основании полученной в ходе информации можно стоить анализ эмпирических данных объектов исследования.
Вторичная информация в исследованиях - это анализ рынка основанный да данных из открытых или условно открытых источников относящийся к аналитико-прогностическим методам, описывающие и дающие предположительную оценку, основываясь на таких источниках информации как: публикации в интернете, различные протоколы, средства массовой информации (СМИ), статистические данные, выложенные в отрытом доступе (например, данные Росстата, таможенные базы и прочие).
На практике за счет вторичной информации можно получить общий срез предполагающий оценку изучаемого рынка без точных данных, а на основании информации, полученной первичными методами, можно строить прогнозы, дать оценку рынка, провести вариационный и дискриминантный анализ, выявить внутренние и внешние факторы влияющие на изучаемый рынок и принять верные стратегические решения в бизнесе.
Виды маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования разделяются на четыре основных вида:
Количественные маркетинговые исследования – это метод полевого исследования, нацеленный на получении маркетинговой информации по большой выборке, как правило методом опроса по заранее разработанной анкете посредством личных, телефонных или онлайн интервью. Количественные методы применяют для B2C исследований.
Качественные маркетинговые исследования – это метод, основанный на информации, полученной на небольшой, но точной выборке у тех респондентов, которые являются потребителем исследуемой продукции или услуги. Качественные исследовательские методики отличаются от количественных возможностью длительного времени интервью и возможностью визуальной демонстрации, тестирования или дегустации. Качественные методы применяют для B2B исследований и дают наиболее точную информацию на основании которой строятся прогнозы.
Кабинетные маркетинговые исследования – это метод который заключается в получении информации из открытых источников и статистических баз, поиск, обработка, оценка, анализ и структуризация данный в форме отчета который должен подробно описывать интересующую вас отрасль. В рамках такого исследования можно предварительно оценить изучаемый рынок. Отчет полученный данным метом должен подробно описывать общее состояние дел на интересующем компанию рынке для того чтобы заказчик исследования смог оценить все перспективы, плюсы и минусы интересующего его рынка
Анализ конкурентов – это тип исследования, основываться на получении информации о работе, ценообразовании, конкурентных преимуществах и сроках поставки продукции или оказании услуг компаниями-конкурентами. Исследование помогает получить информация от конкурирующих компаний с помощью хорошо подготовленной легенды, представляясь потенциальным покупателем (клиентом, заказчиком). Конкурентный анализ позволяет разделить конкурентов по сегментам рынка и понять кто из конкурентов как работает. На основании полученных данных исследовательская компания получает возможность изучить конкурентов и найти для заказчика конкурентные преимущества.
Тайный покупатель (mystery shopping) - это маркетинговый мониторинг основанный на оценке розничных цен и условий работы фирм конкурентов в B2C. Данное исследование решает проблему оценки персонала и представленной продукции. Проверки проходят как со вскрытием (покупатель информирует проверяемую точку о том, что проходила проверка), так и нет, с покупкой или без. В конце проверки покупатель должен подробно описать и оценить работу персонала на каждой проверяющей точке включая анализ ассортимента, цен, дистрибуции и рекламных материалов.
Методы проведения маркетинговых исследований
Количественные методы маркетинговых исследований:
Личные опросы – это уличные опросы по большой выборке.
Среднее время одного интервью: 5-15 минут.
Достоинства личных интервью: маркетинговое исследование проводимое данным методом отличает невысокая стоимость, большая выборка, высокая скорость сбора и предоставления данных.
Недостатки личных интервью: возможность охвата только потребителей продуктов массового использования.
Телефонные интервью – это телефонные опросы по большой выборке.
Среднее время одного интервью: 3-10 минут.
Достоинства телефонных интервью: невысокая стоимость, большая выборка, высокая скорость сбора и предоставления данных.
Недостатки телефонных интервью: прямое нарушение действующего Федерального закона о защите персональных данных, отсутсвие возможности длительных интервью.
Онлайн опросы – это онлайн-интервью по большой выборке.
Среднее время одного интервью: 5-20 минут.
Достоинства онлайн опросов: низкая стоимость, большая выборка, высокая скорость сбора и предоставления данных.
Недостатки онлайн опросов: 90% вероятность опроса не целевой аудитории, профессиональные респонденты.
Холл-тесты (hall test) – это тестирование на большой выборке с возможностью визуальной демонстрации товара или продукции, с возможностью ее дегустации.
Среднее время одного тестирования: 10-45 минут.
Достоинства тестирования по методу холл-тест: средняя стоимость одного тестирования, возможность тестирования на средней выборке, возможность визуальной демонстрации или дегустации.
Недостатки тестирования по методу холл-тест: средняя выборка, средняя стоимость проекта.
Качественные методы маркетинговых исследований:
Глубинные интервью – это длительная беседа с респондентов по заранее разработанному плану, которая проводится в офисе или на рабочем месте респондента, в кафе или дома у опрашиваемого с возможностью тестирования и визуальной демонстрации.
Среднее время проведения одного глубинного интервью: от 30 до 120 минут.
Достоинства глубинных интервью: возможность длительного интервью с возможностью визуальной демонстрации и опрос целевой аудитории, позволяющие выявить различные ключевые проблемы и тренды влияющие на бизнес.
Недостатки глубинных интервью: небольшая выборка, длительное время на подготовку отчета, высокая стоимость одного интервью. Важно отметить, что глубинные интервью проводятся исключительно среди целевой аудитории и полученные в ходе исследования результаты, а именно ответы на интересующие заказчика вопросы, можно использовать для прогнозирования.
Экспертные интервью – это длительная беседа с экспертом интересующей отрасли (менеджером, инженером, линейным или высшим руководителем). Как правило, интервью берется в офисе у эксперта или в кафе. Экспертные интервью позволяют выявить ключевую информацию по рынку и глазами ключевых игроков изучаемого рынка взглянуть на различные бизнес процессы, что поможет вашей фирме победить в конкурентной войне.
Среднее время проведения одного экспертного интервью: от 30 до 120 минут.
Достоинства экспертных интервью: возможность узнать экспертные мнения по интересующему заказчику внешнему или внутреннему рынку или отрасли, на основании этих исследований следует стоить прогнозы и принимать стратегические бизнес-решения.
Недостатки экспертных интервью: высокая стоимость каждого интервью, сложный рекрутинг, долгое время на расшифровку интервью и подготовку отчета.
Фокус-группы – это длительная структурированная беседа в специальном помещении с группой лиц (до 10 человек), являющихся потребителем тестируемого продукта или услуги.
Среднее время проведения одной фокус-группы: от 60 до 120 минут.
Достоинства фокус-трупп: возможность визуальной демонстрации и дегустации.
Недостатки фокус-трупп: сложно пригласить несколько специалистов одновременно, 90% профессиональных «ходоков» (людей чья профессиональная деятельность связана с посещением фокус-групп), конфликты между участниками по половому признаку, социальному статусу, культурному уровню и по уровню образования. Маленькая выборка – до 10 участников.
Повторные маркетинговые исследования и сроки
Сроки проведения маркетингового исследования зависят от выбранного метода, целевой аудитории и предмета исследования. Для каждого анализа рынка этапы и сроки рассчитывается индивидуально. Важно понимать какую проблему исследование должно решить и что в итоге должна получить компания заказывающая сбор информации для того чтобы исследование действительно помогло решить существующие проблемы и компания получила ответы и решения на все интересующие ее вопросы. Во многих компаниях уже сформирован свой отдел исследования маркетинга, но на практике большенство компаний отдают исследовательские активности на аутсорсинг. Стоит учитывать, что любой изучаемый рынок динамичный, в связи с чем необходимо регулярно заказывать повторные маркетинговые исследования для выяснения изменений потребительских предпочтений и работы конкурентов.