Каждая компания, которая выпускает продукцию, пользующуюся большим спросом у потребителей, сталкивается с конкурентами.
Каждая компания, которая выпускает продукцию, пользующуюся большим спросом у потребителей, сталкивается с конкурентами. Конкуренция является борьбой в определенной отрасли экономики за внимание клиентов к собственному товару предприятия.
Анализ конкурентов организации дает возможность ознакомиться с информацией о конкурентах, и на основе проведенного исследования начать разрабатывать стратегические цели бизнеса.
Анализ конкурентной среды необходимо осуществлять еще до налаживания процесса производства товара и выхода на рынок. Успешно конкурировать с другими предприятиями представляется возможным только при регулярном сборе сведений о своих противниках.
Методы анализа конкурентной среды
В качестве метода анализа конкурентной среды предприятия можно использовать «Принципы пяти сил Портера». В 1979 году Майкл Портер, профессор Гарвардского Университета, описал основные этапы данной методики:
1- Исследование потенциальной опасности появления на рынке взаимозаменяемых продуктов;
2- Исследование среды на вероятное появление новых конкурентов;
3- Исследование силы поставщиков на рынке;
4- Исследование силы (власти) потребителей на рынке;
5- Исследование уровня конкурентного соперничества.
Любое из перечисленных направлений делает возможной оценку доходности рыночной деятельности предприятия. Следующие примеры доказывают эффективность такой методики анализа конкурентной среды фирмы:
1. Расширение конкуренции с одновременным появлением множества продуктов-заменителей, может стать причиной уменьшения количества прибыли компании;
2. Развитие бизнеса недавно появившихся конкурентов всегда сопровождается мощной рекламной кампанией, целью которой является привлечение новых клиентов и увеличение объемов продаж предприятия;
3. Власть поставщиков, которая сопровождается повышением цены на сырье, может привести к увеличению себестоимости товаров и услуг компании, а конечная цена будет недостаточно адекватной для потребителя. Это повлечет за собой снижение объемов продаж и показателя рентабельности.
Система анализа конкурентной среды Портера все же более подходит к комплексному исследованию определенной рыночной отрасли. В связи с этим организациям рекомендуется остановиться на анализе внешней микроэкономической сферы (прямой анализ фирм-конкурентов).
Конкурентный анализ предприятия заключается в выполнении нескольких этапов, на протяжении которых осуществляется сравнение условий существования соперников:
1- Определение числа конкурентов и изучение их ресурсных преимуществ;
2- Определение конкурентных стратегий развития бизнеса, их задач и целей;
3- Обнаружение слабых и сильных сторон конкурентов;
4- Выявление способов дальнейшего развития конкурентов на рынке в течение следующих нескольких лет;
5- Тщательный анализ полученных сведений о конкурентах и осмысление того, как можно применить данную информацию для увеличения доходности собственного предприятия.
На практике при сборе целого комплекса сведений о фирмах-конкурентах приходится сталкиваться со многими сложностями, и в таком случае предприятие возвращается к уже описанной методике Портера, и происходит внедрение следующей программы действий:
1. Представление возможностей на определенном рынке товаров и услуг;
2. Выявление политики компаний-конкурентов, ее потенциально возможное изменение;
3. Регулярный сбор и систематизация информации о соперниках.
Информация, полученная в результате сложного анализа конкуренции компании, подразделяется на две категории:
1. Количественные данные (виды деятельности фирмы, организационно-правовая форма предприятия, штат сотрудников, основные средства компании, доход от реализации товара и т.д.);
2. Качественные данные (популярность торговой марки, квалификация специалистов, уровень обслуживания клиентов).
Анализ конкурентной среды позволяет оценить перспективные возможности организации промеж фирм-соперников, заняться разработкой ряда мероприятий по улучшению степени подготовки персонала, уделить внимание способам мотивации сотрудников, что даст возможность требовать от своего бизнеса достижения новых высот.
Пример проведения комплексного анализа
Чтобы понять, как же применить на практике все полученные знания о проведении анализа конкурентной среды предприятия, следует рассмотреть несложный пример.
Условно примем под фирмой «А» ту организацию, для которой следует провести конкурентный анализ. Вид деятельности фирмы «А» базируется на выпуске программного обеспечения 1С. Фирму «А» можно назвать одним из главных представителей в регионе по разработке программных продуктов и их внедрению в эксплуатацию на предприятиях.
Работа большинства отечественных компаний сосредоточена на использовании в своей деятельности программ, обеспечивающих автоматизацию многих процессов (управленческий и бухгалтерский учеты), поэтому данная ниша пользуется высоким спросом. Анализ конкуренции показывает, что борьба может быть лишь промеж производителей программной продукции для платформы 1С.
На первом этапе анализа собирается вся доступная информация о конкурентах. Затем выбираются основные фирмы-представители, которых можно считать соперниками. Примем, что это фирмы «Б», «В» и «Г».
На втором этапе нужно оценить продукцию конкурентов, сравнить с собственными товарами и услугами, выявить их достоинства и недостатки. На основе полученных данных составляется таблица. При сравнительной оценке компаний следует иметь в виду, что цену на программное обеспечение устанавливает разработчик, поэтому параметрами мониторинга являются уровень обслуживания клиентов и оказание дополнительных услуг по введению в использование готовых программных решений.
Третий этап подразумевает под собой выделение двух групп преимуществ: собственных и конкурентных. Следует рассматривать плюсы бизнеса по отношению к плюсам каждого соперника. На таблице 1 представлена примерная оценка конкурентных преимуществ фирмы «А».
Из таблицы 1 видно, что отличительной особенностью фирмы «А» является предоставление услуги по сопряженному обслуживанию аппаратного и программного обеспечения, и это можно взять в качестве основного направления развития предприятия.
Проведение анализа товаров конкурентов предполагает учет всех факторов оценки собственного бизнеса и деятельности конкурентов. Поскольку данный процесс достаточно трудоемкий, лучше поручить это дело специалистам.