101000, Россия, Москва,
Мясницкая улица, 41, стр. 5
Пн-Вс с 8:00 до 20:00

Маркетинговые исследования фокус-группа

С середины 50-х годов 20 века крупные сетевые компании стали понимать, что никакие отчеты и графики не заменят живого мнения покупателя.

Для этого стали организовываться, так называемые, видео фокус-группы, которые позволяли получить независимую оценку по целому ряду вопросов от рядового случайного человека с улицы.

Как сформировать правильную фокус-группу?

1 - В фокус группе должно быть от 6 до 10 человек.

2 - В фокус группе должен быть координатор, который бы следил за результатами исследования и респондентами.

3 - Маркетинговые исследования фокус группа должны состоять из целевой аудитории. Это значит, что должны быть изначально заданы рамки по возрасту, полу, профессии и другим параметрам, которые бы считали важными в конкретной ситуации. Например, для тестирования электрической бритвы лучше всего разбить всё на 2 фокус группы. В Первую войдут молодые люди от 18 до 30 лет, а во вторую – старше 45.

4 - Фокус группа должна чувствовать себя комфортно в предоставляемых условиях. Это значит, что им надо вовремя предоставлять еду и напитки, а также следить за шумом, чистотой и спокойной атмосферой во время работы

Дальше уже идут нюансы, которые существенно отличаются в различных компаниях. Например, некоторые предпочитают позвонить случайным людям в телефонном справочнике, чтобы презентацию обсуждать стало прозрачно и независимо. А кто-то работает с теми, кто уже участвовал в фокус группе. В общем, всё это уже на усмотрении заказчика. Он должен руководить проектом от начала и до конца, чтобы получить именно те результаты, которые все примут достойно.

Желательно для проведения выбрать ещё и хорошего модератора, от которого зависит успешность всей операции. Лучше всего брать из числа психологов, которые могут быстро определить, что за человек пришел на тест, какой у него темперамент и какие вопросы будут наиболее приемлемыми и верными в каждом конкретном случае. Таких людей не так уж и много, поэтому значение этих специалистов не должно быть принижено. Без них вы вряд ли сможете докопаться до самой сути, ведь люди часто ведут себя пассивно без дополнительного стимулятора извне.

После того как было выбрано помещение, сформирована фокус группа и нанят хороший модератор, надо профессионально провести мероприятие. Обычно оно длится не больше 2-3 часов, хотя иногда и затягивается, если это требует ситуация. Заказчики сразу требуют результатов работы, но обычно это занимает ещё несколько рабочих дней, пока будут проанализированы все ответы респондентов и выдвинуты главные тезисы по проблемам. Сначала можно отдать просто видеоматериал, где бы руководители смогли посмотреть просто на реакцию людей. Это тоже очень важно, когда происходит сразу же визуальная оценка, остальной материал лучше всего придержать до выполнения всех дополнительных работ.

Роль и значение фокус-группы в маркетинговых исследованиях отличается очень сильно по таким параметрам, как регион, целевая аудитория, количество и качество респондентов и модераторов, аренда помещения и многим другим. Обычно у фирм, которые предоставляют подобные услуги, если множество вариантов, которые устроят клиентов самого разного типа от богатых сетевых маркетинговых отделов до простых работяг из малого и среднего бизнеса.

Фокус-группы как метод сбора информации

Очень важно понять, зачем вообще проводится дискуссия среди участников, составляется полноценный сценарий, определяются важные цели, набираются потребители и модераторы, проводятся групповые интервью, намечаются важные задачи на предстоящем мероприятии, готовится ведущий и исследуется полученный материал:

Компании зачастую необходимо разработать и сгенерировать новую идею. Это может касаться дизайна, вкуса нового продукта или просто обновленной упаковки.

1 - Изучение и анализ того, как разговаривает покупатель. Это важно для составления вопросов и ожидания разного типа ответов.

2 - Исследования мотивов потребителей, преимуществ и недостатков выпускаемого продукта, его марки и рекламной кампании.

3 - Эмоции и реакции на разные виды рекламы.

4 - Глубинный анализ данных по количественной методике.

Никакие нюансы не должны оставаться вне зоны видимости. Заказчик должен отслеживать всё. Это относится и к характеристикам фокус-групп. Сюда можно отнести:

1 - Цели, задачи, участников и исполнителей, которые задействованы на разных этапах подготовки.

2 - Критерии при отборе анкет респондентов.

3 - Приглашения и сценарий мероприятия.

4 - Раздаточные материалы.

5 - Оснащение помещения и техническое оборудование вместе с персоналом.

6 - Отчет и его структурирование.

7 - График подготовки исследования.

Так же важны и документы, которые необходимо подготовить в определенные сроки:

1 - Паспорт маркетингового исследования.

2 - Список респондентов.

3 - Запись звука и видео, стенограмма.

4 - Техническая отчетность по рекрутированию, мотивации и проведению.

5 - Отчет по результатам, обзор и общая информация со всеми справками.

6 - Вывод с итоговыми рекомендациями.

Тут можно, например, ещё найти и разнообразные зависимости относительно тех или иных мнений респондентов, но обычно это учитывается при составлении сценария на основе предыдущих тестов. Так что нет никакой необходимости и здесь думать о последствиях. Важнее подытожить всех словами благодарности и щедрыми поощрениями, если, конечно, вы считаете, что роль фокус-групп в маркетинговых исследованиях вам пригодился!

Бесплатная консультация!

Специалисты исследовательской компании:

+7(495) 960-90-89

Спасибо! Ваше сообщение отправлено.
Отправка не удалась. Пожалуйста, исправьте ошибки и попробуйте еще раз.